Бизнес в индонезии
10 Дек

Зарегистрировать юридическое лицо с участием иностранного капитала — не такая уж простая задача. Дело не только в явно усложнённых бюрократических процедурах, но также в несколько устаревшем законодательстве. К счастью, в настоящий момент предпринимаются меры для разворота экономики навстречу иностранным инвестициям, а также ведётся борьба с коррупцией. Будем надеяться, что в скором будущем регистрация компании в Индонезии станет несколько проще.

Организационно-правовые формы индонезийских компаний

Глобально все компании, зарегистрированные в Индонезии, подразделяются на частные, государственные и муниципальные. Для различный категорий существуют и различные организационно-правовы формы. Чтобы не перегружать материал обилием несущественных подробностей. остановимся на тех формах компаний, которые могут зарегистрировать иностранцы. Прежде всего, это Perseroan Terbatas, сокращённо PT — частная компания с ограниченной ответственностью, а также Koperasi — кооператив с ограниченной ответственностью. Для иностранцев требуется разрешение, называемое Penanaman Modal Asing (РМА), эта аббревиатура зачастую указывается вместе с организационно правовой формой (PT-PMA) и может добавляться к названию компании.

Ещё одна значимая форма регистрации предприятия — представительство, Representative Office. К представительству предъявляется меньше требований, однако есть и весьма существенное ограничение — представительство не может вести коммерческой деятельности.

Условия, необходимые для регистрации компании в Индонезии

Прежде всего, для учреждения юридического лица согласно законам Индонезии требуется два физических лица. Хотя законодательно существует возможность учреждения компании со 100% иностранным капиталом, такой шаг всё-равно подразумевает обязательство по передаче части акций гражданину Индонезии в течении ближайших 15 лет. Организация смешанного предприятия подразумевает, что 5 или более процентов компании будут принадлежать резиденту.

Для регистрации компании потребуется достаточная сумма денег. Четверть заявленного при регистрации уставного капитала должна поступить на счёт в банке при подаче документов. Кроме того, потребуется оплатить услуги по подготовке учредительных документов, а также труд нотариуса.

Регистрация компании в Индонезии подразумевает наличие юридического адреса, поэтому об аренде офиса следует позаботиться заранее.

Регистрация компании в Индонезии

Выбор названия для компании

Первый этап — это выбор названия юридического лица. К названию есть свои требования. Например, оно должно состоять минимум из трёх слов. Это ограничение касается именно названия юридического лица, продвигаемый на рынке бренд может называться по-другому.

Название должно соответствовать виду деятельности, которой планируется заниматься. Если слова, составляющие название компании, можно двусмысленно трактовать, оно может не получить одобрения в министерстве юстиции.

Отдельно стоит подчеркнуть, что название не должно быть оскорбительным для представителей разных религиозных течений, принятых в Индонезии (прежде всего это — Ислам).

При написании названия должны использоваться лишь латинские буквы. При этом каждое комбинация из букв должна быть словом, несущим смысловую нагрузку. Произвольные комбинации букв и цифр недопустимы.

Не следует использовать название, похожее на наименование другого юридического лица, на государственное или муниципальное предприятие или известную международную организацию.

Ну и, разумеется, название должно быть уникальным. Иными словами, следует убедиться в том, что ранее никто в Индонезии не регистрировал компанию с похожим названием. Это не столь тривиальная задача. К счастью, в Индонезии есть реестр названий компаний. Однако доступ к нему платный — следует обзавестись ваучером.

Можно не проверять название по базе, отправив запрос в министерство юстиции “наугад” — это грозит лишь затягиванием сроков регистрации, которые и так составляют более двух месяцев.

Внимание! После регистрации изменить имя компании очень сложно: фактически, так же сложно как зарегистрировать другую компанию.

Процесс регистрации компании в Индонезии: шаг за шагом

После выбора название и его утверждения в Министерстве юстиции, следует связаться с нотариусом для подготовки учредительных документов уплаты государственной пошлины.

Важно выбрать достойного доверия нотариуса, так как от его действий во многом будет зависеть успешность регистрации предприятия. Если есть сомнения, лучше заказать проверку компании, оказывающей нотариальные услуги.

Затем документы подаются в министерство трудовых ресурсов, которое должно дать разрешение на создание компании.

После получения разрешения остается получить свидетельство о регистрации компании (Tanda Daftar Perusahaan, TDP). если планируется торговая деятельность, то потребуется также лицензия на ведение торговой деятельности (Surat Izin Usaha Perdagangan, SIUP). Оба эти документа можно получить через систему одного окна.

В зависимости от вида деятельности создаваемой компании могут потребоваться и другие лицензии. При наличии персонала необходимо зарегистрироваться в министерстве трудовых ресурсов, а также подать документы на включение в программу социального страхования (Jamsostek Program).

Не стоит забывать и о получении номера налогоплательщика (NPWP), а если компания будет платить НДС, то ещё и NPPKP. Подробности читайте в статье о налогах в Индонезии.

Как уже говорилось в анонсе, регистрация компании в Индонезии — довольно непростая задача. Однако инвестиционная привлекательность этой юрисдикции не вызывает сомнений, поэтому пройти эти шаги всё же стоит.

Напомним, что, хотя это и не прописано в законах, индонезийские власти ожидают от иностранцев работы именно на внутренний рынок. Поэтому для подобных компаний регистрация компании в Индонезии может быть несколько упрощена.

Если задача регистрации бизнеса в этой стране показалась вам слишком сложной, то для проведения операций импорта и экспорта вы можете прибегнуть к услуге «Контрактодержатель по Индонезии«.

Нюансы регистрации бизнеса в Индонезии в 2018 (видео)

https://youtu.be/h6apy3BkZAw