На фоне остальных стран Юго-Восточной Азии, Индонезия выделяется по двум показателям: численности населения и занимаемой территории. Благодаря этим ресурсам, а также выгодному географическому положению и наличию полезных ископаемых, бизнес в Индонезии вызывает интерес у зарубежных инвесторов, в том числе и из России. Для начала сформулируем основные перспективы и имеющиеся ограничения для ведения бизнеса в Индонезии.
Инфраструктура и ресурсы
Индонезия лидирует по производству пальмового масла. Этот сектор экспорта является ключевым, дотируется и регулируется государством. Также, страна производит много натурального каучука и латекса. По этому параметру занимает второе место в мировом рейтинге. Наряду с этими природными ресурсами, Индонезия богата нефтью, природным газом, цветными и драгоценными металлами. Всё это делает весьма привлекательным инвестиции в открытие производственных мощностей. Тем не менее с инфраструктурой всё обстоит не так уж благополучно. Развитие сети автомобильных дорог и железнодорожных путей, а также портовое сообщение оставляет желать лучшего. По состоянию на 2017 год более половины дорог не имеют покрытия. Несмотря на наличие собственного автопрома, парк используемых транспортных средств устарел. В больших городах наблюдаются затруднённое дорожное движение, а общественный транспорт развит достаточно слабо (местами и вовсе отсутствует).
Международные соглашения в области торговли
Большинство направлений международной торговли и Индонезией регулируется одним или несколькими международными соглашениями. В основном это договоры в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также Всемирной Торговой Организации (ВТО). В рамках ВТО для Индонезии, как для страны с развивающейся экономикой, действует система преференций в пользу развивающихся стран. Помимо членства в этих международных организациях, существуют и двухсторонние договора о торговых преференциях, например с Пакистаном, КНР и Японией. Для представителей стран, не участвующих в международных соглашениях, вести экспортно-импортный бизнес в Индонезии экономически не выгодно.
Государственное регулирование бизнеса в Индонезия

Торговый баланс Индонезии
Правительство осуществляет регулирующие воздействия в нескольких направлениях. Рассмотрим некоторые из них.
- Развитие экспортных направлений: вывод традиционной продукции страны на новые зарубежные рынки, субсидирование компаний, занятых в этой сфере.
- Защита интересов местных производителей от экспансии зарубежных конкурентов. Для реализации этих целей применяется целый ряд мер, среди которых:
- Высокие пошлины на ввоз товаров, производимых в стране.
- Требования по обязательному лицензированию определённых групп товаров, ввозимых из-за рубежа. Обязательная сертификация по действующим в стране требованиям. К таким товарам относится косметика, продукты питания, химическая продукция.
- Квотирование импорта продукции определённых категорий. Например, кукуруза, рис, сахар-сырец и так далее.
- Полный запрет на импорт определённых групп товаров. Например, автомобильных шин, электрических ламп, спичек.
- Стимулирование перспективных с точки зрения экономики и инфраструктуры направлений. Создание особых экономических и торговых зон.
Существуют также нетарифные методы регулирования импорта, к которым относится, например, монополия государственных компаний или эксклюзивных представительств на ввоз некоторых видов товара, а также ограничение точек ввоза в страну, требования о включении местных компонентов на этапе производства, обязательное заключение договоров на национальном языке.
Нормы законодательного регулирования на импорт и экспорт товаров и Индонезии постоянно меняется, следуя за динамикой спроса и предложения на международном рынке. Поэтому, планируя международное сотрудничество, вы можете обратиться за консультацией в торговое представительство РФ в Республике Индонезия или к специалистам нашей компании.
Если вы нашли партнёра, но не уверены в том, что ему можно доверять, воспользуйтесь нашей услугой «Проверка контрагента в Индонезии«.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) в Индонезии
В стране существуют и развиваются два типа зон, интересных для развития бизнеса или торговых отношений. Это ОЭЗ — особые экономические зоны, и СТЗ — свободные торговые зоны. ОЭЗ — это своеобразные кластеры, создаваемые для развития одной отрасли экономики. Деятельность в рамках ОЭЗ поддерживается государством на нескольких уровнях. Это широкий спектр налоговых льгот, в том числе налоговые каникулы. Упрощение таможенных процедур и снижение (вплоть до 0) ввозных пошлин на сырьё, материалы и компоненты, а также оборудование для запуска производства. В данный момент существует 8 особых экономических зон, специализирующихся в основном на производстве и переработке природных ресурсов. В ближайшие годы количество ОЭЗ будет увеличено в несколько раз. Новые ОЭЗ будут основываться как на промысловой сфере (например, рыболовство), так и на реализации высокотехнологичных и наукоёмких производств.
Важно подчеркнуть, что наряду с государственными и коммерческими предприятиями Индонезии, деятельность в ОЭЗ могут вести и компании с иностранным капиталом.
Свободные торговые зоны, СТЗ, помимо прочих преференций, обеспечивают своим резидентам возможность заключения более длительных договоров аренды земли. Кроме того, СТЗ обычно располагаются в местах, перспективных с точки зрения развития логистики: в непосредственной близости от стран-экспортёров высокотехнологичной продукции, или неподалёку от существующих торговых путей.
Разумеется, реализация всего потенциала ОЭЗ и СТЗ в Индонезии зависит от продолжительной и интенсивной поддержки государства, как на уровне развития локальной инфраструктуры, так и в деле упрощения организационных и бюрократических препятствий, стоящих на пути зарубежных инвесторов.
Национальный деловой колорит Индонезии
Несмотря на то, что Индонезия является крупнейшим мусульманским государством в мире, порядки в стране довольно светские. В деловых отношениях здесь господствуют восточные нормы этикета: люди ведут себя мягко и приветливо, но это не означает, что они столь же уступчивы в деловых вопросах. В связи с тем, что в Индонезии по-прежнему высокий уровень бюрократизма и коррупции, хорошим тоном со стороны потенциальных партнёров может быть указания на связи в исполнительных органах власти или силовых ведомствах. Принимать такие утверждения за чистую монету не стоит, необходимо обращать внимание на деловую репутацию компании и проверяемые аспекты её деятельности. Если возникают какие-то сомнения — обращайтесь за услугой “проверка индонезийского контрагента”.
Законодательство не позволяет регистрировать в Индонезии компании со 100% иностранным капиталом, да и к регистрации совместного предприятия предъявляются довольно высокие требования. Для продвижения на рынок, многие зарубежные компании привлекают местных дистрибьюторов, зачастую оформляя эксклюзивный договор. Это очень важное решение, перед которым стоит провести несколько раундов очных переговоров, а затем максимально чётко отразить всё, о чём удалось договориться, на бумаге. Не стоит надеяться на устные обещания, впоследствии они могут быть “забыты”.
Построение личных отношений и впечатление от общения зачастую оказывают сильное влияние на то, какие условия сотрудничества будут предложены, и насколько чётко стороны будут придерживаться принятых на себя обязательств.
На этом мы завершаем общий обзор делового климата. Об отдельных аспектах того, как вести бизнес в Индонезии, читайте в статьях «Налоги в Индонезии«, «Регистрация юридических лиц в Индонезии«.